Основные результаты исследования 2014 | Да-Стратегия Основные результаты исследования 2014 — Да-Стратегия

Выводы 2014 г.

  1. Прозрачными являются менее восьми процентов российских компаний
  2. Все обследованные компании разделяются по трем зонам прозрачности: прозрачная зона, полупрозрачная и непрозрачная. Прозрачная зона характеризуется высоким уровнем раскрытия информации, в компаниях введены элементы системного подхода к отчетности (в большей или меньшей степени), используются международные стандарты корпоративной отчетности. Полупрозрачная зона характеризуется низким уровнем раскрытия информации, элементы системного подхода к публичной отчетности практически отсутствуют, международные стандарты отчетности (или их элементы) используют единичные компании. В непрозрачной зоне публичная отчетность отсутствует.

    Среди обследованных 721 компаний (крупнейшие российские компании плюс те компании, которые в ближайшие годы попадут под повышенные требования к отчетности) в прозрачной зоне находится только 56 компаний (7,77 %). Общий объем реализации ~ 39,4 триллионов рублей, общая численность персонала ~ 3,5 миллиона человек.

    Большая часть российских компаний - 425 (58,95 %) находится в полупрозрачной зоне. Общий объем реализации ~ 26,6 триллионов рублей, общая численность персонала ~  2,7 миллиона человек.

    Значительная часть компаний - 240 (33,3 %) являются абсолютно непрозрачными, они вообще не публикуют публичных отчетов. Оценить общий объем реализации и общую численность персонала в этой группе компаний из-за отсутствия информации в открытых источниках не представляется возможным.

  3. Наиболее прозрачная отрасль – атомная, наименее прозрачная отрасль – банковская
  4. Наиболее прозрачными являются компании атомной отрасли, за ними следуют компании электроэнергетической, затем нефтегазовой отрасли. Достаточно хорошие позиции также занимают компании угольной, химической и металлургической промышленности. Наименее прозрачными компаниями в отраслевом разрезе оказались компании банковского сектора, а отчетность большинства банков - низкого качества (подавляющее большинство банков отчитывается по минимальным требованиям ЦБ РФ/ФСФР).

    Прозрачность государственных компаний выше, чем частных: 70,6 % компаний лидерской группы (компаний, прошедших в третий этап исследования) являются государственными.

  5. Более двух третей компаний (72,1 %) готовят отчеты по минимальным требованиям или вообще не выпускают публичных отчетов
  6. В целом состояние отчетности российских компаний совсем не радужное. Из 721 обследованных компаний 240 компаний (33,3 %) вообще не выпускают публичных отчетов, а 281 компания (38,9 %) готовят традиционные отчеты, минимально отчитываясь по требованиям ЦБ РФ/ФСФР.

    Лишь 200 компаний (28 %) готовят продвинутые в той или иной степени отчеты:

    • 154 компании (21,4 %) готовят «комбинированные» отчеты – отчеты с включенной информацией об устойчивом развитии,
    • 28 компаний (3,9 %) готовят «двухтомники» (традиционный и нефинансовый отчеты),
    • 18 компаний (2,5 %) готовят интегрированные отчеты.

    казателям).

  7. Несмотря на общее негативное состояние с публичной отчетностью в стране, примерно десятая часть всех обследованных компаний составляет лидерскую группу*(68 компаний), качество отчетности которых достаточно высоко, а отчетность некоторых компаний отмечена как лучшая практика на международном уровне (в 2014 году в базу лучших отчетов Международного совета по интегрированной отчетности впервые вошли отчеты пяти российских компаний: ОАО "Нижегородская инжиниринговая компания "Атомэнергопроект", ОАО "Атомэнергомаш", ОАО "Атомредметзолото", ОАО "ОКБМ им. И.И. Африкантова", ОАО “Нефтяная компания "Роснефть").
  8. При этом разрыв в качестве отчетности между лидерской группой и основной массой компаний велик и продолжает нарастать, в том числе и по сравнению с предыдущим годом (в лидерской группе очевидна позитивная динамика по многим по многим показателям).

    * в лидерскую группу входят компании, прошедшие в третий этап исследования (68 компаний – 9,4 % от всех компаний)

  9. Уровень соответствия отчетов российских компаний международным стандартам по-прежнему не высок.В полтора раза выросло количество компаний, использующих Международный стандарт интегрированной отчетности – 18 компаний (12 в прошлом году). От общего числа обследованных компаний это составляет 2,5 % (26,5 % лидерской группы). Число компаний, готовящих отчеты в соответствии с Руководством GRI и заверенных аудиторами или GRI - 14 (1,9 % общего числа компаний или 20,6 % лидерской группы).
  10. Одновременно обоим стандартам соответствует отчеты 6 компаний, у всех есть заверение. То есть, в строгом соответствии с этими международными стандартами готовят отчеты только 9 % компаний лидерской группы (0,8 % всех компаний).

    Очевидным прогрессом года является подготовка пятью компаниями (четыре представляют атомную отрасль, одна - химическую) отчетов, соответствующих заверенному «базовому» уровню соответствия версии G4 Руководства GRI. Но это составляет менее 1 % всех отчетов, подготовленных в этом году в мире по GRI (G4).

  11. Практика системного подхода к отчетности начала осваиваться российскими компаниями недавно (5-7 лет назад), но лидерской группой эта практика осваивается активно(все показатели выросли по сравнению с 2013 годом): нормативная база создана в 35 компаниях (51 % лидерской группы), планы по совершенствованию публичной отчетности есть у 19 компаний (28 %), в  9 компаниях (13 %) созданы комиссии заинтересованных сторон, 28 компаний (41 %) отчитались о закреплении ответственности за публичную отчетность.
  12. По отдельным группам параметров (раскрытие информации о стратегии, рисках, корпоративном управлении и др.) высокий уровень раскрытия информации**(~ 70 %), по отдельным (бизнес-модель, взаимодействие со стейкхолдерами и др.) низкий (~ 35 %). Но при этом, только 14 компаний берут на себя обязательства по учету запросов своих стейкхолдеров к отчетной информации. То есть, из-за неучета запросов на отчетную информацию, большинство отчетов не востребованы и малополезны, они по-прежнему готовятся и размещаются «впустую» (минимально выполняются только требования регуляторов). Кроме того, к достоверности отчетной информации у пользователей могут быть серьезные вопросы – в лидерской группе полностью заверена информация независимыми аудиторами только в 13 компаниях (19,1 %). То есть, даже в лидерской группе только пятая часть компаний готовит отчеты с нужной для пользователей и достоверной информацией (по всей группе обследованных компаний этот показатель составляет 1,8 %).
  13. ** уровень раскрытия информации - процент от максимального количества баллов, которое можно набрать по отдельному критерию, группе параметров или в целом.