3 марта 2016
В век информационной перегруженности термин “интегрированный отчет” может быть воспринят с недоверием. Бесчисленные корпоративные отчеты, призванные отвечать на самые разные вопросы, скапливаются на полках офисов по всему миру. Несомненно, все эти публикации являются результатом вложения большого количества времени и средств. Но ясно ли доносят компании информацию о своей стратегии, эффективности и воздействии на окружающий мир?
Часто нет, но принятая и частично внедренная практика интегрированной отчетности способна повлиять на ситуацию.
Существует понимание того, что создание стоимости компании означает нечто большее, чем просто финансовая сторона ее деятельности. Ранее в отчетах организации описывали, главным образом, земли, строения, оборудование и инвентарь, принадлежащие им. Для многих компаний основа создания стоимости заключается также в их способности привлекать таланты, порождать идеи, создавать сильные брэнды, поддерживающие лояльность и доверие клиентов.
Организации расширяют свои горизонты понимания стоимости. С этим связаны, как внутренние, так и внешние преимущества. Опрос Южно-Африканского Института Дипломированных Бухгалтеров (SAICA) показал, что 93 % респондентов считают, что использование интегрированной отчетности улучшает принятие управленческих решений на уровне, а 86 % добавили, что принятие решений улучшается и на уровне совета директоров.
Более 1000 компаний уже понимают преимущества интегрированного подхода к отчетности. Остальные, однако, воспринимают создание интегрированного отчета, как дополнительную нагрузку. Для этих компаний существуют способы знакомства с интегрированной отчетностью с помощью уже созданных отчетных структур, например, с помощью СЕК Формы 10-К (SEC’s Form 10-K) и Формы 20-Ф (Form 20-F).
После краха 1929 года и Великой Депрессии, юристы работали над проектом, который позже станет известен как Закон о ценных бумагах (Securities Act) 1933 года и Закон о торговле ценными бумагами (Securities Exchange Act) 1934 года. Основные положения законов содержатся в С-К Положении (Regulation S-K). Особый интерес представляет пункт 303 — «Management’s Discussion & Analysis». MD&A предназначен для предоставления инвесторам “информации, которую организация считает необходимой для понимая ее финансового состояния, изменения ее финансового положения и результатов операций”. Эта информация называется “существенной” («material”).
MD&A гласит, что компания должна описывать свою деятельность, давать информацию о прошлой и будущей производительности, описывать возможности и риски, а также любые известные тенденции, события и неопределенности — все эти показатели влияют на финансовое состояние компании. Изучив положение отчетности в США, SASB пришел к выводу, что полный и творческий (т.е. не шаблонный) подход к MD&A позволяет раскрывать мнение компании о ее сегодняшнем и будущем “самочувствии”. Другими словами, оно должно давать инвесторам интегрированное предоставление о производительности компании и, в этом ключе, рассказывать им об управлении финансовыми и прочими факторами создания стоимости. То есть, MD&A воплощает концепцию интегрированной отчетности и может являться потенциальной альтернативой интегрированным отчетам.
В США небольшой процент из примерно 12 500 листингующихся на биржах компаний используют показатели с помощью Форм 10-К или 20-Ф для описания существенной информации, экологических, социальных, управленческих и иных сведений об использованных ресурсах и нанесенном ущербе. Исследования показывают, что в этом случае круг информации, используемый инвесторами при принятии инвестиционных решений, расширяется (включает информацию, которой раньше не было в годовых отчетах). Такие отчеты позволяют инвесторам принимать решения с большей уверенностью и ориентируясь на более долгосрочную перспективу.
Как мы можем использовать существующие отчеты таким образом, чтобы максимально повысить их значение и для компаний, и для инвесторов? Прежде всего, решение лежит в понимании некоторых проблем в контуре корпоративной отчетности, таких как несвязность информации. Информация, традиционно рассматривающаяся как “нефинансовая”, часто находится за пределами годовых отчетов, несмотря на ее большое значение для финансового положения компании и ее способности создавать стоимость в будущем.
Компании и инвесторы обращаются к интегрированной отчетности, чтобы представить и понять всю картину — как информация влияет на способность организации создавать стоимость. Интегрированная отчетность представлять собой мульти-капитальный подход, учитывающий более широкий спектр ресурсов и отношений, существенно влияющих на создание стоимости.
Этот подход показывает, насколько каждая форма капитала важна для конкретных областей деятельности. Социальный капитал рассказывает об удовлетворении организацией различных общественных потребностей, природный — о ресурсоемкости и выбросах. Эти капиталы способны повлиять на деятельность компании в различных сферах, но в какой степени? Риск в одной из сфер может, в то же время, являться возможностью для другой сферы. Раскрытие этих факторов, если они существенны, обеспечивает более полный обзор рисков и возможностей, которые становятся явными и для компании, и для инвесторов.
Организации, такие как Совет по Устойчивым Стандартам Отчетности (Sustainability Accounting Standards Board (SASB)) и Международный Совет по Интегрированной отчетности (МСИО), созданы, чтобы сделать интегрированную отчетность основным направлением в отчетности.
Многие инвесторы запрашивают ввод измеряемых показателей и стандартных наборов данных для определения эффективности работы компаний. Чтобы удовлетворить эту потребность, SASB выпустила отраслевые стандарты отчетности, помогающие компаниям раскрывать существенную информацию по вопросам устойчивого развития. Стандарты ориентированы на МСИО, долгосрочной целью которого является интегрированное мышление, являющейся неотъемлемой частью бизнес-практики в государственном и частном секторах.
Речь идет не об увеличении числа данных, содержащихся в сегодняшних отчетах, а о возможности более эффективного сотрудничества между компаниями и инвесторами для эффективного взаимодействия по поводу существующих рисков и возможностей 21-го века. То есть, речь не об усложнении отчетности, а о ее упрощении, актуализации и повышении полезности.
Доктор Жан Роджерс (Jean Rogers) — основатель и дтректор Совета по Устойчивым Стандартам Отчетности. Пол Друман — генеральный директор МСИО.