Назад к навигационной странице
I. 52 крупнейшие компании РФ (6 %) удовлетворяют современным требованиям корпоративной прозрачности, принятым в международном бизнес-сообществе (Premium, I и II уровни прозрачности).
5 компаний максимально полно раскрывают отчетную информацию, одновременно используя два международных стандарта – «Руководство глобальной инициативы по отчетности GRI» и Международный стандарт по интегрированной отчетности.
25 компаний применяют независимое заверение отчетной информации, не считая заверения финансовой информации, что обязаны делать все компании.
38 компании стараются максимально удовлетворить информационные запросы заинтересованных сторон, проводя с ними консультации и диалоги в рамках подготовки отчетности.
В 47 компаниях сформирован хотя бы один из системных механизмов обеспечения корпоративной прозрачности: приняты корпоративные политики и/или стандарты по вопросам публичной отчетности и раскрытия информации, созданы центры функциональной ответственности, в КПЭ топ-менеджмента введена ответственность за публичную отчетность, созданы специализированные комитеты при Советах Директоров и др. Как правило это корпоративные политики по вопросам публичной отчетности и раскрытия информации.
II. 132 крупнейшие компании РФ (15,4 %) в инициативном порядке раскрывают отчетную информацию выше требований Центрального Банка РФ (III уровень прозрачности).
Эти компании информируют о своем влиянии на экологию, экономику и социальную сферу регионов присутствия, в отдельных случаях раскрывают информацию о своих стратегиях и бизнес-моделях, однако не используют руководства международных стандартов отчетности.
III. 217 компании из 855 обследованных (25,4 %) раскрывают отчетную информацию, руководствуясь только требованиями Центрального Банка РФ (IV уровень прозрачности).
Как правило, публичная отчетность этих компаний представляет собой документ, оформленный в текстовом формате без инфографики (диаграммы, графики, схемы, карты и пр.). Подобные отчеты как правило распространяются посредством специализированных сайтов раскрытия информации (ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ», ЗАО «Интерфакс», ЗАО «Прайм-ТАСС», ЗАО «СКРИН»).
IV. Значительная часть крупнейших компаний РФ, а именно 424 из 855 (49,5 %), являются непрозрачными (V (нулевой) уровень прозрачности).
Эти компании не раскрывают отчетную информацию о своей деятельности посредством публичной отчетности. В числе этих компаний 47 ОАО и ПАО (41 – повторно участвующих в рейтинге). Такое высокое значение может быть связано со сроками завершения обследования (отчеты, выпущенные в публичный доступ после 06 сентября 2016 года, не обследовались).
V. 30 компаний из 855 обследованных (3,5 %) не считают для себя возможным публиковать отчетность на русском языке (нет соответствия уровням прозрачности).
Эти компании раскрывают отчетную информацию о своей деятельности только на английском языке, являясь непрозрачными для русскоязычной аудитории. Преимущественно это российские компании, ведущие свою деятельность только за рубежом, либо компании, являющиеся иностранными резидентами, либо компании, заинтересованные только в иностранных рынках капитала (котируются только на иностранных биржах).
VI. Наблюдается общая тенденция падения коэффициентов прозрачности различных секторов экономики РФ.
В среднем падение коэффициента прозрачности происходит на 0,18 балла. Наиболее значимое падение наблюдаются в таких секторах, как «Пищевая промышленность», «Атомная промышленность», «Сервисные компании». Повышения коэффициентов прозрачности достигли только «Угольная промышленность», «Промышленность драгоценных металлов и алмазов», «Транспорт».
VII. Наиболее прозрачными остаются компании, представляющие «Атомную промышленность», «Промышленность драгоценных металлов и алмазов» и «Электроэнергетику». Аутсайдерами корпоративной прозрачности являются компании секторов «Информационные технологии», «Розничная торговля», «Оптовая торговля».
5 из 20 компаний «Атомной промышленности», обследованных в 2016 году, раскрывают отчетную информацию в соответствии с международными стандартами и заверяют раскрываемую информацию (I уровень прозрачности), 9 помимо этого выпускают отчетность в форме электронного годового отчета (Premium уровень прозрачности).
За атомным сектором с существенным отставанием следуют компании секторов «Промышленность драгоценных металлов и алмазов» и «Электроэнергетика». Если коэффициент прозрачности атомного сектора достиг в 2016 году значения 5,08, то коэффициенты этих секторов — 3,0 и 2,86 соответственно.
Наименее прозрачными компаниями в секторальном разрезе являются компании сектора «Информационные технологии». Коэффициент прозрачности этого сектора составил 1,1. Среди 10 повторно обследованных компаний этого сектора 9 — являются непрозрачными, т.е. их публичная отчетность не была найдена в период до 06 сентября 2016 года.
VIII. Наблюдается поляризация прозрачности: листингуемые компании стремятся к информационной открытости, нелистингуемые становятся более закрытыми.
Наибольший рост коэффициента прозрачности наблюдается среди компаний, листингуемых на зарубежных биржах: с 2,17 до 2,67. В то же время нелистингуемые компании претерпевают спад прозрачности: коэффициент прозрачности в 2016 году упал с 1,8 до 1,6.
IX. Биржи являются одним из институциональных факторов, стимулирующих развитие корпоративной прозрачности.
92 % компаний листингуемых исключительно на Московской бирже (197 из 217), соответствуют I — IV уровням прозрачности.
Компании, листингуемые одновременно на Московской и зарубежных биржах, являются более прозрачными, чем компании листингуемые только на Московской или только на зарубежных биржах. Среди компаний с «двойным листингом» 19 из 38 готовят публичную отчетность по международным стандартам, среди которых 11 компаний проводят ее независимое заверение.
Нелистингуемые компании составляют 96 % (407 из 424) всего списка непрозрачных компаний.
X. Законодательство является одним из ключевых факторов, стимулирующих развитие корпоративной прозрачности.
290 из 344 (более 90 %) обследованных публичных компаний, имеющих организационно-правовую форму ОАО или ПАО, являются прозрачными (соответствие I – IV уровням прозрачности).
XI. Прозрачность непубличных компаний перестает быть исключением.
Непубличные компании (государственные корпорации, общества с ограниченной ответственностью, федеральные государственные унитарные предприятия и пр.) не попадают под требования ЦБ РФ публичного раскрытия информации о деятельности. Однако решение менеджмента таких компаний о раскрытии отчетной информации перестало быть редким исключением. Порядка 23 % крупнейших непубличных компаний из обследованных (111 из 485) раскрывают информацию о своей деятельности, в том числе и на уровне лучших международных практик.
XII. Прослеживается тенденция к поляризации прозрачности компаний различных уровней кредитоспособности: компании 1-ого уровня кредитоспособности стремятся к повышению прозрачности, компании 4-ого уровня – к закрытости.
Коэффициент прозрачности компаний 1-ого уровня кредитоспособности вырос в 2016 году до 3,53 (3,10 в 2015 году). Коэффициент компаний 2-ого уровня кредитоспособности также вырос в 2016 году, однако процент прироста оказался меньше: с 2,77 до 2,91. Коэффициент компаний 3-го уровня кредитоспособности остался неизменным в 2016 году по сравнению с 2015 году. Коэффициент прозрачности компаний 4-ого уровня кредитоспособности упал в 2016 году до 1,86 (2,05 в 2015 году).
XIII. Прозрачные компании имеют более высокие кредитные рейтинги, чем непрозрачные.
Компании 1-ого уровня кредитоспособности по-прежнему являются лидерами прозрачности среди других уровней кредитоспособности, хотя и располагаются в среднем диапазоне – 3,53. Компании 4-ого уровня кредитоспособности в 2016 году располагаются в низком диапазоне прозрачности – 1,86. На пятом и ниже уровне кредитоспособности располагаются компании, раскрывающие отчетную информацию только в соответствии с требованиями ЦБ РФ или не раскрывающие отчетную информацию вовсе.
XIV. Корпоративная прозрачность системообразующих компаний , формирующих более 70 % совокупного национального дохода, остается весьма низкой.
Коэффициент прозрачности системообразующих компаний достаточно низкий — 2,10 (при максимальном значении — 6). Он существенно не отличается от общего коэффициента прозрачности всех обследованных компаний – 2,01, более того его динамика носит негативный характер. 82 системообразующие компании из 199 обследованных (41,2 %) являются непрозрачными (V уровень прозрачности). 50 системообразующие организации раскрывают отчетную информацию лишь по требованиям ЦБ РФ (IV уровень прозрачности). Еще 7 системообразующих компаний готовят публичную отчетность только на английском языке (нет соответствия уровням прозрачности). Похоже, что для системообразующих компаний РФ не сформированы централизованные механизмы, стимулирующие повышать корпоративную прозрачность.
[1] Список системообразующих организаций утвержден Правительственной комиссией по экономическому развитию и интеграции 05.02.2015. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2015020801