Основные результаты исследования 2015 | Да-Стратегия Основные результаты исследования 2015 — Да-Стратегия

Выводы 2015 г.

  1. 44 крупнейших компании РФ удовлетворяют современным требованиям корпоративной прозрачности, принятым в международном бизнес-сообществе (соответствие 1-му и 2-му уровням Рейтинга прозрачности РРС).
  2. 13 компаний максимально полно раскрывают отчетную информацию, одновременно используя два международных стандарта – «Руководство глобальной инициативы по отчетности (GRI)» и Международный стандарт по интегрированной отчетности (IIRC).

    • компаний применяют независимое заверение раскрываемой отчетной информации. 5 из них (ОАО «Атомэнергомаш», ОАО «Концерн Росэнергоатом», АО «ТВЭЛ», АО «НИАЭП», Госкорпорация «Росатом») одновременно используют три механизма заверения информации (заключение службы внутреннего аудита, заключение независимого профессионального аудитора о соответствии Руководству GRI и заключение общественного (стейкхолдерского) заверения.

    34 компании стараются максимально удовлетворить информационные запросы заинтересованных сторон, проводя с ними консультации в рамках подготовки отчетности.

    В 38 компаниях сформированы системные механизмы обеспечения корпоративной прозрачности. В частности, корпоративная политики и стандарты по вопросам публичной отчетности и раскрытия информации, центры функциональной ответственности, в КПЕ топ-менеджмента введена ответственность за публичную отчетность, специализированные комитеты при Советах Директоров и др.

  3. 138 крупнейших компаний РФ в инициативном порядке раскрывают отчетную информацию выше требований ЦБ РФ (соответствие 3-му уровню Рейтинга прозрачности РРС).
  4. Эти компании сообщают о своем влиянии на экологию экономику и социальную сферу регионов присутствия и, в отдельных случаях, раскрывают информацию о своих стратегиях и бизнес-моделях.  Однако, публикуя отчетность выше требований ЦБ РФ, эти компании, пока, не используют ведущие международные стандарты отчетности.

  5. 293 компании из 729 обследованных раскрывают отчетную информацию руководствуясь только требованиями ЦБ РФ (соответствие 4-й уровню Рейтинга прозрачности РРС).
  6. Как правило, публичный отчет этих компаний представляет собой документ, оформленный в текстовом формате без специализированной инфографики. Подобные отчеты часто бывает сложно найти на корпоративном сайте компании, иногда они располагается только на специализированных сайтах раскрытия информации, таких как ЗАО «АК&М», АНО «АЗИПИ», ЗАО «Интерфакс», ЗАО «Прайм-ТАСС», ЗАО «СКРИН».

  7. Значительная часть крупнейших компаний РФ, а именно 181 из 729 обследованных являются непрозрачными (соответствие 5-му уровню Рейтинга прозрачности РРС).
  8. Эти компании не раскрывают отчетную информацию о своей деятельности посредством публичной отчетности.  В числе этих компаний 23 ОАО, обязанных публиковать годовую отчетность по требованиям ЦБ РФ.

  9. 73 компании из 729 обследованных не считают для себя возможным иметь публичную отчетность на русском языке (нет соответствия уровням Рейтинга прозрачности РРС)
  10. Эти компании раскрывают отчетную информацию о своей деятельности только на английском языке, являясь непрозрачными для русскоязычной аудитории. Преимущественно это либо российские компании, ведущие свою деятельность только за рубежом, либо компании являющиеся иностранными резидентами, либо компании, заинтересованные только в иностранных рынках капитала (котируются только на иностранных биржах).

  11. Наиболее прозрачными являются компании, представляющие «Атомную промышленность», «Промышленность драгоценных металлов и алмазов» и «Электроэнергетику». Аутсайдерами корпоративной прозрачности являются компании секторов «Информационные технологии», «Розничная торговля», «Инжиниринг, промышленно-инфраструктурное строительство».
  12. Наиболее прозрачными являются компании атомного сектора. 12 из 13 обследованных компаний раскрывают отчетную информацию в соответствии с международными стандартами и заверяют раскрываемую информацию (соответствие 1 уровню Рейтинга прозрачности РРС). Коэффициент прозрачности сектора «Атомная промышленность» составляет 4,85 из 5.  Ключевой механизм, обеспечивший компаниям атомной отрасли абсолютное лидерство в «межсекторальном соревновании» за корпоративную прозрачность - это отраслевая система публичной отчетности, созданная и развиваемая с 2009 года.  За атомным сектором с существенным отставанием следуют компании секторов «Промышленность драгоценных металлов и алмазов» и «Электроэнергетика» с коэффициентами прозрачности 3.00 и 2.86 из 5 соответственно.

    Наименее прозрачными компаниями в секторальном разрезе оказались компании сектора информационных технологий. Коэффициент прозрачности этого сектора экономики составил 1.33 из 5. Среди 9 обследованных крупнейших компаний сектора информационных технологий 7 являются не прозрачными, т.е. не публикуют отчетную информацию.

     

  13. Законодательство и фондовый рынок являются ключевыми факторами корпоративной прозрачности.
  14. 384 из 407 (более 90 %) обследованных публичных компаний, имеющих организационно-правовую форму ОАО/ПАО, являются прозрачными (соответствие 1-4 уровням Рейтинга прозрачности РРС).

    Компании листингуемые на Московской бирже (за редким исключением) соответствуют 1-4 уровням Рейтинга прозрачности РРС.  Только 2-е компании из них (ОАО «ГлавТоргПродукт», ПАО «АРМАДА»), являются непрозрачными (соответствие 5-му уровню Рейтинга прозрачности РРС), т.е. они не раскрывают отчетную информацию даже по требованиям ЦБ РФ.

    Компании, листингуемые одновременно на Московской и зарубежных биржах являются более прозрачными, чем компании листингуемые только на Московской или только на зарубежных биржах.  Среди компаний с «двойным листингом» 14 из 36 готовят публичную отчетность по международным стандартам, среди которых 6 компаний проводят ее независимое профессиональное заверение (соответствие 1-му уровню Рейтинга прозрачности РРС).

    Нелистингуемые компании составляют 99% (179 из 183) всего списка непрозрачных компаний.

  15. Прозрачность непубличных компаний перестает быть исключением.
  16. Непубличные компании (государственные корпорации, общества с ограниченной ответственностью, федеральные государственные унитарные предприятия и пр.) не обременены требованиями ЦБ РФ о публичном раскрытии информации о деятельности. Однако решение менеджмента непубличных компаний о раскрытии годовой отчетной информации, перестает быть редким исключением.  Более трети крупнейших непубличных компаний (91 из 249) из числа обследованных стремятся раскрывать информацию о своей деятельности, в том числе и на уровне лучших международных практик.

    10 непубличных компаний (Государственные корпорации «Росатом», и «Внешэкономбанк», и АО «НИАЭП», АО «ТВЭЛ», АО «МХК «ЕвроХим», АО «Атомэнергопроект», АО «АТОМПРОЕКТ», АО «ОКБМ им. И.И. Африкантова», АО «ПО «ЭХЗ», ЗАО «Бритиш Американ Тобакко – СПб» (Бритиш Американ Тобакко Россия)) находятся на первом уровне Рейтинга прозрачности РРС. Эти компании раскрывают информацию не только в соответствии с международными стандартами публичной отчётности, но и проводят независимое заверение раскрываемой информации.

    На втором уровне прозрачности находится еще две непубличные компании - ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» и АО «Объединенная металлургическая компания». Они раскрывают отчетную информацию по международному стандарту (GRI).

    29 непубличных компаний раскрывают отчётную информацию выше требований ЦБ РФ. 52 непубличных компаний раскрывают отчетную информацию в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

  17. Прозрачные компании имеют более высокие кредитные рейтинги, чем непрозрачные.
  18.  

    Обследована корпоративная прозрачность 155-ти компаний, которым рейтинговыми агентствами, аккредитованными Центральным банком РФ, назначен тот или иной кредитный рейтинг.   Кредитные рейтинги компаний были сопоставлены друг с другом и приведены к единой 10-ти уровневой шкале (сопоставление проводилось на основе рекомендации Министерства Финансов РФ от 2012)[1].

     

    Компании, находящиеся на 1-м уровне кредитоспособности имеют общий коэффициент прозрачности 3.25 (из 5), в то время как компании, располагающиеся на 5-м и ниже уровне кредитоспособности, имеют коэффициент прозрачности 1,57 (из 5).

     

    Только 1 компания (ООО «СК «Согласие») из 55 с первым уровнем кредитоспособности находится на 5-том (нулевом) уровне Рейтинга прозрачности РРС. Из 49 компаний со вторым уровнем кредитоспособности 4 компании (АО «Всероссийский банк развития регионов», ЗАО «Торговый Дом «ЦентрОбувь», Коммерческий Банк «Кубань Кредит» ООО, ООО «Стройгазмонтаж» находятся на 5-том (нулевом) уровне Рейтинга прозрачности РРС., Из 36 компаний с 3-ем уровнем кредитоспособности уже 6 компаний (АО «НефтеТрансСервис», ЗАО «Антипинский нефтеперабатывающий завод», Коммерческий Банк «ИНТЕРКОММЕРЦ» (ООО), ООО «Мортон-РСО», ООО «Рольф», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк») являются не прозрачными.

     

    На пятом и ниже уровне кредитоспособности располагаются исключительно компании, раскрывающие отчётную информацию только в соответствии с требованиями ЦБ РФ или не раскрывающие отчетную информацию вовсе.

     

  19. Корпоративная прозрачность системообразующих компаний[2], формирующих более 70% совокупного национального дохода, весьма низкая.
  20. Коэффициент прозрачности системообразующих компаний достаточно низкий (2,26, где макс 5). Он существенно не отличается от общего коэффициента прозрачности всех обследованных компаний – 2,11.

    52 системообразующие компании из 199 обследованных являются непрозрачными (соответствие 5-му уровню Рейтинга прозрачности РРС). 72 системообразующие организации раскрывают отчетную информацию лишь по требованиям ЦБ РФ (соответствие 4-му уровню Рейтинга прозрачности РРС). Еще 8 системообразующих компаний готовят публичную отчетность только на английском языке (нет соответствия Рейтингу прозрачности РРС).  Для системообразующих компаний РФ не сформированы централизованные механизмы, стимулирующие повышать корпоративную прозрачность.

  21. Крупнейшими российскими компаниями уже практически освоены каналы оперативной коммуникации с заинтересованными сторонами (наличие онлайн платформ взаимодействия, аккаунтов в социальных сетях и обратной связи по отчетной информации). Однако взаимодействия в этих форматах пока не ориентированы на обеспечение запросов к раскрываемой компаниями информации в публичной отчетности и обеспечению её существенности.
  22. 134 компании имеют официальные аккаунты на сайтах популярных социальных сетей (Facebook, Twitter, Вконтакте и др.). 15 компаний создали собственные on-line платформы взаимодействие с заинтересованными сторонами (специализированные сайты, форумы или on-line чаты с сотрудниками компании). Тем не менее, только 76 компаний раскрывают контакты служб, ответственных за коммуникацию по вопросам отчетной информации.

     

    Всего 26 компаний раскрывают информацию об учёте запросов заинтересованных сторон. 19 компаний объяснили причину не учёта части запросов в текущем году, взяв обязательства по раскрытию запрашиваемой информации в будущих периодах и только 13 отчитались о выполнение взятых обязательств по предыдущему отчетному году.

     

    Наиболее эффективным механизмом получения обратной связи от заинтересованных сторон по вопросам раскрытия информации и деятельности компании в области устойчивого развития является организация Комиссии заинтересованных сторон (в зарубежной практике – «Stakeholder Panel») в корпоративной структуре компании: только 8 российских компаний имеют у себя подобные структурные единицы.

     

    Негативным фактом остаётся также то, что крайне мало российских компаний заботятся о существенности информации для заинтересованных сторон: всего 35 компаний описывают процесс определения существенной информации в публичной годовой отчетности, а 31 компания включает в этот процесс представителей основных заинтересованных сторон.

     

  23. Помимо обязательной к раскрытию информации (стратегия и перспектив развития, риски, корпоративное управление, описание компании и её результативности) крупнейшими российскими компаниями наиболее часто раскрывается информация о деятельности в области устойчивого развития (социальная и кадровая политика, деятельность в области экологии, благотворительность и т.д.) и о закупочной деятельности. Мало развитой остается практика раскрытия такой важной информации как описание бизнес-модели, деятельности в области противодействия коррупции и взаимодействия с заинтересованными сторонами по вопросам устойчивого развития.
  24. В одном из наиболее прогрессивных международных стандартов по части обеспечения прозрачности и инвестиционной привлекательности Кодексе корпоративного управления Великобритании (версия 2014 года), бизнес-модель определяется как база, на основании которой компания получает или обеспечивает сохранение ценности в течение длительного срока. Только в 67 крупнейших российских компаниях тем или иным образом раскрываются бизнес-модели. Соответствие этих бизнес-моделей Международному стандарту по интегрированной отчетности (Стандарт ИО) остается крайне низким – всего 15 компаний раскрывают в своих бизнес-моделях перечень «капиталов» (запас стоимости, который увеличивается, уменьшается или трансформируется в результате деятельности организации) и всего 6 бизнес-моделей соответствуют лучшим практикам раскрытия бизнес-модели, согласно Стандарту ИО (присутствует разделение «капиталов» на собственные и находящиеся в совместном пользовании).

    175 крупнейших российских компаний тем или иным образом раскрывает у себя в публичной отчетности информацию важную с точки устойчивого развития, однако взаимодействуют, как с внутренними, так и внешними заинтересованным сторонами по этим вопросам всего 64 компании.

     

    Крайне негативным фактом можно назвать низкую практику раскрытия информации об обеспечении антикоррупционной деятельности внутри компаний: только 90 крупнейших компаний имеют антикоррупционную политику, а в 64 нормативно закреплены процедуры профилактики и обнаружения фактов коррупции. Всего 39 компаний отчитались за 2014 год о результативности в области противодействия коррупции.

     

     

    [1] Таблица соответствия кредитных рейтингов рейтинговых агентств, аккредитованных в порядке, установленном законодательством РФ. URL: http://www.raexpert.ru/ratings/scales/

    [2] Список системообразующих организаций, утвержденных протоколом заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 05.02.2015. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2015020801